13-e августа – Sherbrook Village, Antigonish, Bras d’Or, Louisbourg.
Утром на одной из стен я обнаружила нехилого размера паука. Врать, что это была “черная вдова” не буду – просто большой паук. Сашка его быстренько выставил на улицу, не дожидаясь, пока проснется Петька и возжелает с пауком познакомиться.
Позвтракали, собрались и пошли смотреть деревню. Денек был душноватый, судя по всему дело шло к дождю, плюс будни – в общем, туристов в деревне было раз-два и обчелся. Ну оно и к лучшему.
У входа (на этот раз загороженного воротами) нашелся большой магазин с какими-то сувенирами. Туда мы не пошли, мы пошли фотографировать и фотографироваться. Вот, например, два здания, стоящих друг напротив друга: отель/ресторан и кузнечная мастерская:
Чайная носит забавное название – “What Cheer Tea Room”.
На одной из дверей кузницы развешаны подковы разной толщины, гнутости и заржавелости. Нашлось даже несколько шипованных. Мы предположили, что это “зимние” подковы. Кузнец этого подтвердить не смог – просто не знал, так это или не так. Кстати, подковывали тут (посмотрите на размеры) не только лошадей, но и свиней и овец.
Мастерская свою работу только начинала (мы, традиционно, явились к открытию), и поэтому кузнец только раздувал меха. Ковать что-либо было еще рано, а было что. Внутри стояла коляска и двухколесный велосипед.
Обычно на коляске катают народ по деревне, а на велосипеде раскатывает один из “жителей”. Но нам не повезло – и то, и другое было сломано.
Мы завернули за угол и зашли в дом, совмещающий типографию и почтовое отделение.
Печатная машина у них с ручным приводом, однако работают на ней весьма лихо. Все печатные материалы, развешанные по стенам, делались в самой типографии. Тут же стоял и резак для бумаги, чем-то напоминающий вертолет и машинку “Зингер” одновременно.
(на втором фото – та же машина, только под другим углом)
Через коридорчик располагалась почта. Я заглянула в окно, которое находилось в аккурат напротив полок с корреспонденцией и стала читать фамилии. Предыдущим вечером, пока мы катались вдоль St-Mary’s River я насчитала 7 или 8 Бернсов. А тут – сплошные Макинтоши и Макдональды. Я спросила почтальоншу, являлись ли все эти лица родственниками, или это просто было часто встречающимися фамилиями. Как оказалось, и то и другое было верным.
Под одним из ящиков наклейка гласила “Cpt. Cumminger”. Я поинтересовалась, не в отставку ли сюда приехал капитан. Нет, сказали, что он был морской капитан, и фактически первый парень на деревне. Ему принадлежал магазин (совместно с братом), лесопилка и довольно большой, можно сказать, барский дом. Он же руководил постройкой канала от озера для реки (для мельницы). Женился на вдове с двумя детьми и обзавелся еще двенадцатью (сколько из них стали взрослыми – не упоминается).
Почтовое отделение не всегда стояло стена в стену с типографией. При создании музея дом перевезли через улицу, отделив его от жилых комнат для тогдашних почтарей, и пристроили к типографии.
А в коридоре было вывешено очень милое объявление:
Вольный перевод текста:
Лошадям без хозяев запрещается шататься по деревне.
Овцам, свиньям и гусям запрещается бегать по дерене.
По ночам запрещается гонять коров по улицам.
Штраф за нарушение: за лошадей – один доллар за первое нарушение и два – за любое последующее.
За овец, свиней, гусей и коров – 50 центов за первое нарушение и по доллару – за последующие.
Подошли к аптеке. Стеклянная витрина, в которой выставлен прейскурант гомеопатических средств от всех болезней. Примеры: женская болезнь (female cure) – 25 центов, средство для плачущих детей (crying baby cure) – 25 центов, от простуды и от кашля – 25 центов, несварение, понос, средство для кожи лица – все по 25 центов. А вот “витализатор” – Munyon’s Vitalizer – уже стоит доллар. А средство от сифилиса – аж два доллара 🙂
Сашка, прочитав прейскурант, зашел в аптеку и поинтересовался, что это за female cure. Ему ответили, что выглядит он как мужчина, а в таком случае cure для него – молоток! Такая вот веселая аптекарша. А в качестве средства от нервов посоветовала настойку на спирту, разовая доза – полстакана 🙂
Сашка потом еще побеседовал с ней о медецине того времени. Ничего, занимательно – деготь в качестве противовоспалительного, борная кислота вместо йода и т.п.
Напротив аптеки – милый салатного цвета домик. Угадайте, что это такое?
Это – тюрьма. Как мужская, так и женская. Тюремщик с семьей жил в том же доме, семья помогала следить за заключенными.
По словам экскурсовода, больше, чем на неделю-две не сажали. Интересно, а вместо большего срока что? Сразу виселица?
Мужчин содержали на первом этаже, женщин на втором. На первом этаже – одна одиночка и две общие камеры. Для женщин камер было всего две. То фото, что слева – мужская, справа – женская.
По соседству с аптекой – портновская мастерская. Мужская. То бишь, работал там именно tailor, а не seamstress. Фасоны тогда были вот такие:
В задней комнате гладили пиджаки и брюки. Стояла специальная печь с подставками для утюгов – а их было не два и не три, а что-то около десятка. Комната была плотно закрыта, чтобы не пропадал впустую пар.
Портной, говорят, дожил до 104 лет. Вообще, работа портного считалась тяжелой профессией – сидеть за машинкой, гладить в душной комнате и т.д., но у этого портного было много детей, и работали они все вместе. Вышел он на пенсию в 60 лет, а бизнес передал сыну. Звали портного Дональд Макдональд.
Его сын занялся еще и шорным делом. Купил для этого специальную кожешвейную машину:
В бывшем масонском холле организовали выставку орудий труда и разнообразных механических устройств. В числе прочих был и стенд с инструментами, предназначение которых угадать трудно:
О двух из них вообще ничего не известно (номер 8 и 9). Там же лежит книжка, где можно оставить свое мнение о том, что эти инструменты должны были делать.
Зашли еще в капитанский магазин. Чего только там не было – и ткани, и чай (сучонг, кстати), сигары, посуда, кофе, бакалея и т.д и т.п. А над магазином была фотографическая мастерская, в которой можно было сделать снимок контактным методом, причем еще в одежде той эпохи. Однако стоило это недешево, и мы фотографироваться не стали.
В одном из зданий протестировали телефон. Работающий. Они по всей деревне стоят, и подсоединены к центральному коммутатору. Вот только девушка-телефонистка не всегда попадается знающая свое дело, и иногда не может соединить две линии правильно.
По пути мы заглядывали и в другие здания, но ненадолго. Когда дошли до последнего – начался дождь. Пришлось возвращаться к машине в быстром темпе.
Не сказать, чтобы экскурсия была исключительно интересной, но определенная прелесть в ней была. Позднее мы заходили еще в пару мест, и – увы – видели там практически те же самые предметы. Думаю, если вы были в Burnaby Village Museum, то новым вам ничего не покажется.
Следующим пунктом назначения был Луисбург – старая французская крепость на берегу океана. Добраться до нее можно было либо по прибрежным дорогам, в одном месте идущим через паром, либо через большие дороги, идущие по центру провинции. Мы выбрали второе.
На некоторое время за руль села я. Метров через десять стало понятно, что в том положении что он есть, руль аккуратно закрывает мне весь спидометр. На глаз я скорость определять не умею. Пришлось заново останавливаться – после того, как место для остановки нашлось, что было далеко не сразу – и регулировать высоту руля. Вот тут стало понятно, что не всем Импала удобна. Полностью электрическая система регулирования всего и вся, включая положение сиденья мне не очень импонирует. Вдобавок шкала спидометра была только в километрах в час. А что, если в штаты ехать нужно? В меню управления был раздел “система измерения”, но он был исключительно справочный, поменять ничего было нельзя.
Была и довольно прикольная фишка – XM Radio. Это то самое спутниковое радио, с большим числом каналов. Выбирай на любой вкус – хоть музыку, хоть новости, хоть радиошоу.
Довольно быстро добрались до Антигониша. Петька чего-то скандалил, решили остановиться на короткий привал. Сашка пошел в какой-то магазин, а мы с Петькой гуляли по парковке. Выяснилась интересная вещь. Рядом с нашей машиной стояла вторая, практически того же цвета и похожего контура. Возвращаемся к машине. Петька бежит чуть позади меня. Я сворачиваю ко второй – сама ошиблась, оборачиваюсь – а Петька-то бежит к правильной. Вот уже не знаю, как он ее так запомнил.
Пересекли Canso Causeway – длинный мост, соединяющий St Georges Bay и Chedabucto Bay. Очень оживленная дорога – вероятно, везут что-то в Сидней.
Свернули со 104-й на 4-ю, чтобы проехать вдоль Bras d’Or. Bras d’Or (произносится как-то вроде “Брадёор”, где “ё” и “о” – почти вместе) это такое небольшое (всего-то 260 квадратных километров) полусоленое (в силу морских приливов) озеро. Его широко рекламируют как одно из лучших в мире мест для плавания на лодках и катерах. Ехали мы вдоль его юго-восточного побережья довольно долго, однако все как-то не находилось какого-нибудь купательного места. Только в самом конце нашли косу, пересекающюю оконечность озера, выехали на нее и быстро искупались. Как только я вылезла из воды, пошел дождь. Теплый 🙂 так что было даже приятно, и соль немного смылась. Вода там была очень теплая и слегка соленая. Трава росла – почти как морская. Ну и волны – сообразно размеру озера.
Сидней – порт на восточной оконечности острова. Живет там всего-то 26 тысяч народу, город меньше Костомукши, а окружная дорога – как в Галифаксе.
К вечеру наконец-то добрались до Луисбурга. Маленький городок. Пресловутой крепости не видно. Все housekeeping cottages заняты. Поселились в Fortress Inn, в номере с кухней, перекусили и пошли гулять.
В полукилометре от гостиницы увидели вот это:
…и я страшно расстроилась. Рядом ресторан “Fortress View”, неужели это та самая крепость ради которой мы сюда ехали? Маловато будет…
Прошли немного вперед, вышли на пирс и тут все мое разочарование прошло. На другой стороне пролива стояла крепость. Бооольшая-пребольшая 🙂
Прогулялись вдоль причала. Стояли мелкие рыбацкие и прогулочные кораблики, и одна большая ржавая посудина с гордым названием “Destiny Empress”. Были там “Ana-Maria”, “Seven Wonders”, “East Wind IV”, “Devine Lady” и другие. Читать названия на судах – занятие интересное.
На обратном пути я подошла к ложной крепости и выяснила, что это местный театр. Народ вовсю валил на представление, а мы пошли обратно в гостиницу. Нежиться в джакузи и составлять план на завтра.
Все картинки в тексте кликабельны. Открываются в новом окне.
Фотоальбом к этому дню (все фотки)